Практики Безмолвия - практики Освобождения.

Все что отнoсится к медитации
Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 01 апр 2012 15:15

Ничего из старого пока сюда копировать не буду, начну всё по-новой... :)

Практика дхьяны. (то бишь медитативного сосредоточения. (санскрит)).

"Даже едва заметное движение вашей двойственной мысли помешают вам вступить в самадхи, проникнуть в чертог дхьяны."
"В Алмазной сутре Будда говорил: "Если добрые люди направят свои желания к высочайшему просветлению, они должны тогда подчинить свои мысли. Если бодхисаттва сохраняет мысль о "я", о личности, о существе или о вечной душе, то он более не является бодхисаттвой. Моя логика может убедить ваш разум , однако преодолеть инерцию вашего дуалестического мышления я не в состоянии."
Н.Сэндзаки, Р.С. Мак-Кэндлз "Буддизм и дзен".

Вот состоянию, которое "вне мыслей", вне "я", и состоянию самадхи мы и посвятим эту тему... :oops:

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 01 апр 2012 15:35

"Относительно места для дхьяны и условий её практики существует десять важных требований:


1. Место для начинающих должно быть чистым и спокойным;
2. Во все времена года температура в помещении должна быть умеренной;
З. Место для дхьяны должно хорошо проветриваться;
4. Начинающим не следует заниматься дхьяной при слишком жаркой или холодной погоде;
5. Комната не должна быть очень тёмной или чрезмерно светлой;
6. Она не должна открывать такой вид, который послужил бы отвлечением для ума;
7. Начинающие практику дхьяны должны избегать общения с известными личностями, а также с любителями споров;
8. Начинающим следует также избегать общения с людьми, которым нравятся азартные игры;
9. Начинающим следует избегать опасных мест, близких к огню, к бурным потокам, подверженных ураганам, а также сборищ преступников;
10. Начинающие не должны заниматься дхьяной на берегу моря или около мест увеселения."
(с)

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 01 апр 2012 15:37

"Вам следует знать ещё десять указаний относительно ума во время обучения дхьяне:

1. Не думайте ни о чём хорошем или плохом, о правильном и неправильном;
2. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем. Во время дхьяны настоящий момент должен для вас заключать в себе всю вселенную;
3. Не будьте честолюбивы и не надейтесь достичь понимания; не желайте стать буддой;
4. Перед дхьяной и после неё подумайте об аничча, непостоянстве; подумайте также об анатта, невозможности обнаружить какое-либо самостоятельное «я» в уме или теле;
5. Не привязывайтесь ни к субъективному, ни к объективному; отсутствие привязанностей и отсутствие мыслей очищает ум;
6. До и после дхьяны повторите свой обет спасти все живые существа:
Сколь ни бесчисленны живые существа, я клянусь спасти их всех;
Сколь ни бесчисленны дурные страсти, я клянусь разрушить их все;
Сколь ни безмерно святое учение, клянусь постичь его;
Сколь ни труден путь к состоянию будды, клянусь пройти его до конца.
7. Когда ваш ум блуждает по сторонам, сожмите руки или сосредоточьтесь на кончике носа; обычно сосредоточение на нижней части живота предотвращает блуждание ума;
8. Если во время дхьяны вы ощутите головокружение, сосредоточьте ум на области лба;
9. Если вы почувствуете себя больными, сосредоточьте ум на пальцах ног; ученикам дзэн следует при ходьбе сосредоточиваться на ногах;
10. Не шевелясь, ничего не держа в уме, не привязываясь ни к чему – ни к положительным, ни к отрицательным представлениям, двигайтесь в свой дхьяне вперёд, шаг за шагом, пока не услышите хлопок одной ладони. "
(с)

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 01 апр 2012 15:55

«Сядьте в кресле на широкой подушке, устройтесь как можно удобнее. Одежда должна быть свободной. Снимите башмаки, но наденьте на ноги тёплые туфли.
«Положите правую руку на левое бедро, обратив ладонь вверх; на правую ладонь поместите четыре пальца левой руки, так чтобы левый большой палец упирался в правый. Держите туловище выпрямленным. Не наклоняйтесь ни вправо, ни влево, ни вперёд, ни назад. Уши должны находиться под прямым углом к плечам, а нос – на одной плоскости с пупком. Подтяните язык к верхнему нёбу, сожмите губы и зубы. Оставьте глаза слегка приоткрытыми, дышите через ноздри.
«Прежде чем начать дхьяну, качните туловище несколько раз справа налево, затем сделайте несколько медленных и глубоких дыханий. Держите тело прямо, вернитесь опять к нормальному дыханию. Ваш ум окажется заполненным множеством мыслей, – но вы просто не обращайтесь к ним своим вниманием, и они скоро исчезнут. Не позволяйте уму погрузиться в отрицательное состояние, потому что тогда вы заснёте. Думайте о том, о чём нельзя думать; иными словами, думайте о пустоте. Таков правильный способ дхьяны согласно учению дзэн.
«Дзадзэн – это не упражнение для телесной крепости, не способ достижения чего-то материального. Это подлинный мир, подлинное благословение; это воплощение буддхадхармы, конечной истины всеобщего единства.
«Во время дхьяны вы подобны зеркалу, отражающему решения ваших проблем. Внутри собственной природы человеческий ум обладает абсолютной свободой. Вы сможете достичь освобождения благодаря своей интуиции. Но не трудитесь ради освобождения, пусть сама ваша работа будет освобождением."
(с)

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 02 апр 2012 19:12

Эти цитаты приведенны из книги «Буддизм и дзен» и относятся к практике дзен. Если мы возьмём учение одного из основателей тибетского буддизма, Падмасамбхавы, то увидим, что эти учения похожи, и то и другое учение говорит о необходимости контроля над умом, вплоть до остановки мыслей на длительное время. Кроме этих двух учений о безмолвии ума говорится ещё в нескольких учениях. Но почему нужно это безмолвие ума? Что оно даёт?
Один из способов остановки потока мыслей – это обнаружить паузу между двумя мыслями и волевым усилием «расширить» её, не давая последующей мысли сформироваться. Другой способ – это игнорировать возникающие мысли, то есть не цепляться за них, не развивать их дальше, но и не отталкивать их, а просто наблюдать. И тогда мысли утихнут сами собой. Но какой бы из способов мы не избрали, нам придётся выйти за пределы ума, что б увидеть его со стороны. А это уже первая из приобретённых свобод сознания. Пусть пока маленькая и не очень устойчивая, но независимость…

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 03 апр 2012 15:14

...Но от чего свобода, и от чего независимость? От своего же ума? Нет...не от ума, а от его диктата. Наш ум - это лишь один из инструментов нашего сознания. Сознание человека гораздо более обширно, чем интеллект, или рассудочный ум. Но в силу того, что рассудочный ум постоянно не замолкает и не останавливается, мы ассоциируем своё сознание именно с ним. Мы считаем, что сознавать - это значит мыслить, и больше никак. Вроде получается, что если нет мыслей, то нет и сознания. Но всё оказывается совсем не так. Первое из пониманий, что приходит к нам при полной остановки мыслей, это то, что за пределами ума оказывается есть ещё "что-то" воспринимающее, и с остановкой мыслей сознание не заканчивается, и никуда не пропадает...И ещё оказывается, что "там" за пределами рассудочного ума, есть ещё один инструмент сознания - внерассудочный ум, ум осознающий вне анализа и понятий.

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 04 апр 2012 09:11

Что же такое "внерассудочный ум"?
Цитата:

"Между Умом Всеобщим и частным различающим умом существует ум внерассудочный, связанный с Умом Всеобщим, поскольку он [Ум Всеобщий] является его истоком и опорой, и внерассудочный ум взаимодействует с этими двумя [т. е. с Умом всеобщим и умом различающим]. Он приобщён к всеобщности Всеобщего Ума, наделён его чистотой и подобно ему превосходит [любую] форму и протяжённость [во времени]. Именно благодаря внерассудочному уму возникают, проявляются и осознаются полезные не-истечения. Благом является то, что внерассудочное знание не преходяще, поскольку будь просветление, обретаемое благодаря внерассудочному познанию, преходящим, мудрые утрачивали бы свою [Благородную] мудрость, которую они [никогда] не утрачивают. Однако внерассудочный ум связан [и] с более низким умом, разделяя его переживания и отзываясь на его действия."

Ланкаватара сутра.

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 04 апр 2012 18:28

Однако практики безмолвия ума приводит не только к восприятию "внерассудочным умом". Не менее важное значение данная практика имеет и для освобожедения сознания от клеш (загрязнений).
Такое освобождение происходит постепенно, тело за телом, этап за этапом, от сознательного и осознаваемого к бессознательному. Ну а так как тема эта посвящена именно практикам освобождения, то далее попробую поподробнее объяснить как эта практика действует... :) :oops:

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 07 апр 2012 13:33

Практику освобождения сознания при помощи безмолвия ума, можно условно разделить на несколько этапов. Сначала потребуется немало усилий и практики, что б остановить поток мыслей хотя бы на 2-3 минуты. На этом этапе придётся освободиться от многих привычек ума. Более-менее длительное безмолвие ума возможно тогда, когда ослабевает связь между мыслительным процессом и психоэмоциональным состоянием. Когда у нас в уме возникает мысль, то остановить её или сменить на другую не сложно, но проблема в том, что вслед за мыслью обычно возникает некоторое психоэмоциональное состояние, а состояние это более длительно во времени чем сама мысль, так как состояние задействует уже физиологию организма, а химия тела в одно мгновенье не меняется. И потому это состояние провоцирует возникновение соответствующей мысли опять и опять. И даже мы вроде умом и сами понимаем, что хватить думать о проблеме, пора бы и поспать или просто переключится, но сделать этого не может. Физиологические процессы, запущенные мыслью о проблеме, моментально не могут затухнуть, потому они провоцируют соответствующую мысль, мысль опять же не даёт этим процессам затухнуть и придти в спокойное состояние. Получается замкнутый круг.
Вот первый этап практики, как раз и есть ослабление связей между умом и психоэмоциональной сферой, то есть надо разорвать "круг".

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 09 апр 2012 14:21

К практикам, что позволяют остановит поток мыслей, я поподробнее обращусь чуть попозже. Там есть несколько видов практик, позволяющих остановить поток мыслей. Но пока скажу пару слов про второй этап.
Когда нам удаётся остановить поток мыслей (ну хотя бы на 2-3-5 минут), то мы вдруг обнаруживаем, что под грубым потоком мыслей, то есть под тем потоком, который возбуждает наше психо-эмоциональное состояние, оказывается есть ещё один источник возникновения мыслей. Он тих, по сравнению с первым, более медлителен, но тем не менее он есть. Вы вроде молча сидите, но вдруг обнаруживаете в своём уме такие мысли: "Ух ты, я уж без мыслей сижу наверно минуты три...", или "Ой, энергия по позвоночнику бегает, как интересно, наверно медитация правильно идёт", или "Ну вот мысли вроде остановил, но эта сигнализация автомобиля во дворе, уже задолбала" или "Что-то ноги мои затекать стали, наверно пора положение сменить"...и т.д. и т.п. ...
Этот тихий поток мыслей вообщем-то безобиден, но он опасен тем, что он может очень быстро перерасти в грубый, всёпоглащающий поток. И медитация прервётся. Что не желательно. По-этому, даже эти тонкие проявления ума должны быть остановлены.
Вот когда и эти тонкие проявления ума будут остановлены, то это можно будет назвать "вторым этапом практики безмолвия". :)

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 11 апр 2012 17:35

Когда нам удасться остановит и грубый поток мыслей, и более тонкие проявления ума, то мы вдруг обнаружим следующее беспокойство - это уже не беспокойства ума, но психо-эмоциональной сферы. У этой сферы пока нет привычки длительного пребывания в безмятежном состоянии. Конечно, привязаности ко многим факторам, возбуждающих психо-эмоциональную сферу, уже будут приглушены, всвязи с остановкой мыслей, но тем не менее...Находясь в полном безмолвии ума, можно почувствовать, что эмоции по привычке пытаются как-то проявиться, хоть в каком виде, и хоть в каком действии. Когда же, (в результате постоянной практики), и психо-эмоциональная сфера придёт в состояние спокойствия и безмятежности, то это можно условно назвать "третьим этапом погружения в безмолвие ума"...

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 13 апр 2012 13:32

Следующим этапом, можно назвать этап, когда безмятежность или "не-кипишь" начинает проникать на подсознательные уровни, на уровни сознания тела. Когда на этих уровнях начинают вычищаться "клеши", то тело вдруг приобретает естественную способность долго не двигаться, и даже не дышать. Отсутствие потребности тела двигаться похоже на то, как если бы вы целый день занимались тяжёлыми физическими нагрузками; например вагоны разгружали, или в походе по горам учавствовали. Когда в конце такого дня вы вдруг наконец-то присели отдохнуть, то у вас не возникает ни какого желания даже рукой пошевелить. Вот примерно такое состояние наступает без всяких длительных физических нагрузок тогда, когда через практику убираются все неосознаные причины, побуждающие тело действовать. И это при полной невозмутимости психики и безмолвии ума. Вот такое состояние уже можно называть состоянием Самадхи.

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Бодхи. Практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 20 апр 2012 18:27

Состояние самадхи считается и в буддизме и в йоге, как довольно высокое достижение в практике, являющейся основой для дальнейших запредельных состояний. И состояния самадхи так же имеют несколько уровней, различающихся по глубине и продолжительности, от пары-тройки часов до нескольких недель. Зависит эта глубина и продолжительность, от того насколько освобождено сознание практикующего. От чего освобождено? А от тех глубинных причин , которые рождают желания, желания же вызывают возбуждение ума и потребность неких соответствующих действий. И главная проблема в том, что эти «причины желаний» в основном являются не осознанными и не контролируемыми. А потому так сложно остановить поток мыслей, или пребывать в постоянной осознанности.
В состоянии самадхи же, эти побуждающие причины отсутствуют, оттого и возникает такая неподвижность «тела и ума», но при этом присутствует полная осознанность и ясность ума. Если пропадает осознанность, и практикующий сваливается в сон или в бессознательную прострацию, то это уже не самадхи и даже не практика.

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 05 май 2012 08:14

"... Ученик: - Что такое ум будды?
Бодхидхарма: - Это ваш ум. Когда вы видите его постоянную суть, вы можете назвать её сущностью. Когда вы видите его неизменную природу, вы можете назвать её дхармакая. Она не принадлежит никому и ничему, а потому её называют освобождением. Эта сущность действует легко и свободно, никогда не испытывая беспокойства, и потому её называют Истинным Путём. Она не была рождена, и потому она не погибает; вследствие этого её называют нирваной."
(с)

З.ы. Дхармакая - дословно переводится, как "тело дхармы" или "тело Пути". Это высшее из трёх тел будды. По сути оно не является телом, так как находится за пределами форм и понятий. Это абсолютное проявление духовной сущности, сущности мироздания, постижимой только посредством высшего просветления.

Аватара пользователя
Глюк N7
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 21 мар 2012 05:03

Re: Практики Безмолвия - практики Освобождения.

Непрочитанное сообщение Глюк N7 » 05 май 2012 11:39

Ну и перейдём к практическим рекомендациям. ;)
Нам надо выйти за пределы обычного ума, и научиться «мышлению в безмолвии», то есть при отсутствии в уме мыслей продолжать сохранять активность познавания. Все дальнейшие открытия истинной сути своей природы будут происходить именно через этот метод. Не через логические измышления, а через интуитивные прозрения.
Для этого нам надо будет каким-то образом освободить свой ум от мыслей. И первым делом нам потребуется привести свою психо-эмоциональную сферу к спокойствию и расслабленности. Бесполезно пытаться остановить поток мыслей при возбуждённой психике. Ну а что б успокоить свои эмоции и различные психические процессы, нам надо будет зафиксировать своё тело в неподвижной, но комфортной позе, и научится правильно и спокойно дышать.

Ответить