Страница 2 из 2

Re: Центр

Добавлено: 06 мар 2018 13:16
МаЙа
Ника Изображение :roze:

Re: Центр

Добавлено: 04 апр 2018 12:36
Наяда
Конвергентное и дивергентное мышление

10 апреля 2014 на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью. А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.

Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

-Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
-Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
-Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
-Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.

Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 07:39
Наяда
Амбиверт — кто это?

Интраверты и экстраверты. Имеется ли «золотая середина» — человек, сочетающий все качества? Оказалось, да. Речь идет об амбиверте. Такие люди прекрасно себя чувствуют и в одиночестве, и в шумной компании. Они нередко меняют окружающие условия.
Для настоящего амбиверта общение в компании допустимо при условии, что оно носит непродолжительный характер. Частые встречи с другими людьми стрессовые.

Амбиверты особое внимание уделяют самообразованию. Продолжительное одиночество оказывает на моральное состояние негативное влияние. Нередко приводит к недовольству и подавленности.

Существует ряд фундаментальных отличий, определяющих амбивертов. Основной отличительной особенностью считается способность легко переходить в другое состояние.

Психологический портрет амбиверта

На смену активным действиям приходит стороннее наблюдение. Нельзя сказать, что амбиверт «заводила». Но, он может легко участвовать в разных мероприятиях. Правда, при следующих подобных событиях ожидать поддержки со стороны амбиверта не стоит, поскольку он перейдет в режим наблюдения.

Смесь весельчака и тихони. Люди из окружения амбиверта по-разному описывают его вкусы, пожелания, предпочтения и черты характера. Он может быть активным или оставаться пассивным в зависимости от рода занятия и своего состояния. Одни друзья называют его беззаботным весельчаком, другие — холодным и рассудительным господином.

Звезда фестивалей. Амбиверт может с радостью заглянуть на светскую вечеринку, например, новогодний корпоратив, и стать превосходным собеседником. Посещает подобные мероприятия он с определенной периодичностью.

Способность к перевоплощению. Окружающая обстановка или сложившаяся ситуация может стать причиной перевоплощения амбиверта. Из заводилы он мгновенно превратится в обычного посетителя или наоборот.

Командная работа и одиночество. Амбиверты легко воспринимают необходимость работать в коллективе, но и самостоятельно неплохо справляются с задачами и обязанностями. Это при условии, что человек разбирается в конкретной области. В некоторых случаях он может обратиться за помощью, однако испытает при этом дискомфорт.

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 10:52
Наяда
12 упражнений для развития креативности

12 упражнений на креативность от американской писательницы Дороти Бранде, которые помогут сделать ум более гибким и острым, и поставят человека в ситуации, когда ему потребуется найти в себе креативные способности.

-Проводите по одному часу в день в безмолвствие, отвечая окружающим вас людям лишь только на прямые вопросы. При этом будьте настолько обычны, насколько это возможно, ни у кого недолжно создаться впечатление, что вы болеете или находитесь в плохом настроении.

-Каждый день в течение получаса старайтесь думать только о чем-то одном. Начните с пяти минут.

-Напишите письмо, не употребляя личного местоимения — мое, мой, меня, я.

-В течение пятнадцати минут в день в разговоре попытайтесь не употреблять местоимение — мое, мой, меня, я.

-Напишите письмо (запись в дневник) в «успешном» или выдержанном тоне. Без ложных утверждений. Находите такие личные победы и завоевания, о которых вы спокойно и честно можете сегодня поведать.

-Распланируйте два часа в день и строго следуйте намеченному плану (самое легкое упражнений для креативности, для человека имеющего чувство времени).

-Остановитесь в дверях какой-нибудь комнаты, где полным-полно людей, и попытайтесь определить ее размер.

-Заведите нового знакомого, и попробуйте говорить только о нем, но так чтобы собеседник этого не понял. Любые взаимные вопросы возвращайте таким образом, чтобы ваш новый знакомый не почувствовал что вы уклоняетесь от ответов.

-Рассказывайте только о себе и о своих увлечениях, но без жалоб, застенчивости, высокомерия или хвастовства при этом, не утомляя собеседника.

-Замените обороты «В действительности», «Я думаю», на другие фразы.

-Дайте себе десять заданий наугад, например, оставить автомобиль дома и поехать на работу на общественном транспорте, ничего не говорить весь день (лишь только отвечать на вопросы), десять часов не есть, поужинать в самом необычном ресторане, работать всю ночь.

-Устанавливайте дни, когда на все разумные просьбы вы будете отвечать только «да» (кто не видел, есть отличный вдохновляющий фильм — «Всегда говори «Да»»).

Может быть, кому-то эти упражнения на креативность покажутся глупыми, но их автор уверяет, что помимо развития вашей гибкости и креативности, эти упражнения помогают почувствовать себя счастливым. Ведь известно, что выбор и новизна способствуют возникновению чувства радости и счастья.

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 10:55
Борик
Изображение :)
"наяда ты моя, наяда"... (с) :roze:

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:05
Наяда
Развитие креативности

Развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор — став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение — это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Если у вас небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, или что еще хуже — если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

-Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;
-Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;
-Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;
-Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;
-Быть энергичным человеком, легким на подъем;
-Иметь проницательность и наблюдательность;
-Уметь совмещать несовместимое;
-Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;
-Обладать чувством юмора и игривостью…

Из этого списка следует выделить первое «надо». Есть интересное мнение — Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» — то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Задумайтесь!

Пару слов о независимости. Развить кретивность и стать креативным проще человеку независимому, ведь его мнения и решения редко поддаются чужому влиянию и деструктивной критике. А следовательно меньше ограничений и больше простора и свободы для действий.

Методы развития креативности

Психология понимает под креативностью — особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображение. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.

Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание).

Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.

Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать), приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности. Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!

Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления, является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.

Развивая креативность, ради тренировки, ставьте перед собой задачи, решение которых ничего вам не дает.

Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое, новые веяния и тенденции, и пропускать их через призму собственного восприятия.

Как рождается креатив

Креативная мысль иногда приходит внезапно через озарение, но в основном рождается методом ориентировки сознания на поиск идей. То есть для начала мы определяем, какие идеи нам нужны (область применения), потом фокусируемся на них и начинаем разрабатывать (устраиваем мозговой штурм), далее, после того как на ум приходит одна или несколько достойных идей, следует их фиксация и разносторонняя проработка (шлифовка). Спросите и где тут совет по развитию креативного мышления? Значительный прирост креативности как раз и дает умение разрабатывать, улавливать и фиксировать вдруг промелькнувшие мысли и идеи.

Для того, чтобы развить креативность и сделать этот процесс более легким и понятным надо следовать правилам:

-Берясь за выполнения задания или приступая к разработки идеи – будьте предельно сосредоточены (на начальных этапах развития креативности это особенно необходимо), не отвлекаясь ни на что другое, сконцентрируйте свое внимание на какой-то одной идеи или предмете.

-Если нужно создать новый оригинальный продукт или для решения задачи необходим творческий подход, ваш ум должен быть пластичным и гибким. Научитесь нестандартно мыслить, переключаться с одного хода мыслей на другой. Стройте неожиданные комбинации, проигрываете всевозможные варианты, перемешиваете идеи, рассматривайте ситуацию со всех сторон. Чтобы исследовать все новые и новые возможности, делайте самые немыслимые предположения.

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:10
Борик
чем тебе не угодила наша многочисленная команда? :?

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:17
Наяда

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:35
Борик
у нас у всех одна команда - пользователи форума. :)

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:35
Наяда
--

Re: Центр

Добавлено: 05 апр 2018 11:47
Борик
ты там крепись, дружище. :roze: