Восточная литература

Идеи насчет Работы / Бизнеса / Творчества / Науки
Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 28 янв 2013 14:07

КОРОЛЕВСКИЙ СЫН

В некоей стране, где все жили, как короли, была одна семья. Безгранично
счастливое существование этих людей протекало в столь совершенном окружении,
что его невозможно описать словами.
Жизнь в этой стране под названием Шерк, по-видимому, вполне
удовлетворяла юного принца Дхата. Но однажды его родители сказали ему:
"Любимейшее дитя, по обычаю нашей страны каждый королевский сын, достигнув
определенного возраста, должен пройти через испытания далеких страствий. Это
необходимо для того, чтобы подготовиться к царствованию, заслужить уважение
и с помощью внимательности и усилий развить духовную стойкость, которая не
может быть развита в человеке никакими другими путями. Так было от начала
дней и так будет всегда".
И вот принц Дхат стал готовиться к путешествию. Родствен-ники, снаряжая
его в дорогу, снабдили особой пищей, которая поддерживала бы юношу на
чужбине. Эти припасы обладали чудесным свойством -- хотя они были даны ему в
неограниченном количестве, занимали очень мало места.
Кроме того, ему дали и нечто другое, о чем даже нельзя упомянуть, и эта
вещь, будучи правильно используема, ограждала ее владельца от опасностей
пути.
Дхат должен был направиться в страну Миср, но прибыть туда должен был
тайно, ничем не выдавая своего истинного происхождения. Родители дали ему в
дорогу проводников, которые должны были указывать путь, и нарядили принца в
одежды, соответствующие его новому положению, -- этот наряд прекрасно
скрывал высокий королевский сан юноши.
Цель путешествия состояла в том, чтобы принести из Мисра драгоценный
камень, охраняемый ужасным чудовищем.
Итак, Дхат отправился в дорогу. Подойдя к границе Мисра, проводники
повернули назад, и дальше принц должен был идти один, но еще раньше, в пути,
он встретился с одним своим соотечественником. Этот человек тоже направлялся
в Миср с миссией, подобной миссии Дхата, и молодые люди продолжали
путешествие вдвоем. То, что они были вместе, некотрое время помогало им
помнить о своем высоком происхождении, однако вскоре климат и пища в новой
стране погрузили их в какой-то сон, и Дхат забыл о своем задании.
Шли годы. Принц вполне освоился в Мисре, скромным ремеслом зарабатывал
себе на жизнь и даже не вспоминал о том, кто он и почему здесь оказался.
Между тем жители Шерка, воспользовавшись известными только им одним
методами, узнали, в каком страшном положении находится Дхат, и решили общими
усилиями помочь ему проснуться и осуществить миссию, ради которой он был
послан в Миср.
Каким-то чудесным образом спящему принцу было отправлено такое
послание: "Пробудись! Ведь ты королевский сын. У тебя есть особое задание в
этой стране, и когда ты его выполнишь, ты должен снова возвратиться к нам".
Это послание пробудило Дхата, и он тут же все вспомнил. Он разыскал
чудовище, усыпил его с помощью волшебных звуков и завладел бесценным
сокровищем.
Затем, повинуясь звукам послания, пробудившего его, принц снова оделся
в свои прежние одежды и, следуя за звуком, направился в страну Шерк.
В удивительно короткое время Дхат снова обрел свое прежнее обличие,
страну предков и родной дом. Но сейчас благодаря опыту он увидел во всем
этом нечто большее, чем мог видеть раньше: он обрел безопасность. И он
осознал, что его родина -- это то самое место, о котором у жителей Мисра
сохранились смутные воспоминания, выражаемые ими в слове "саламат" -- этим
словом они обозначали смирение, но на самом деле, как он теперь понял, оно
имеет другой смысл -- покой.

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 28 янв 2013 14:36

Мирза Шафи Вазех

Речь громкая порой ничем не блещет,
Речь тихая бывает речью вещей.
Вращается неслышно круг судьбы,
А колесо арбы гремит, скрежещет.

* * *
Из песен остается на века
Скорее песня та, что коротка.
Порой навечно людям остается
С коротким изречением строка.
В коротком слове мудрость к нам
пробьется,
Хоть век назад слетела с языка.

* * *
Приветствовали вы мои сужденья,
Когда я пел: «Презри ханжей презренье,
Пред сильным мира оставайся смел,
От слабого не требуй униженья!»
Когда же сам я начал жить, как пел,
Мое вы осмеяли поведенье!

* * *
Слышал я, что люди говорят:
«Кто правдив, тот должен быть крылат,
Смертным смертные на белом свете
Все простят, а правды не простят!»
Люди говорили: «Правда жжет,
И того, кто никогда не лжет,
Пусть скакун, готовый в путь-дорогу,
У ворот в любое время ждет».
Я людей пугливых не виню,
Говоривших мне сто раз на дню:
«Тот, кто в жизни лгать не научился,
Пусть живет, закованный в броню!»
Что поделать, нету у меня
Ни брони, ни крыльев, ни коня.
У меня есть только слово правды —
Мой скакун, и крылья, и броня!

* * *
Если ты умен, иди к глупцам,
Если зрячий ты, иди к слепцам,
К зрячим не найдет слепец дорогу,
К мудрым глупый не приходит сам.
Даже вы, достигшие высот,
Знайте и примите то в расчет,
Что и солнце в небе не гордится,
А земле свои лучи несет.

* * *
Брань и хула людская — все ничтожно.
Пройдите мимо, помните, друзья,
Что ни хулой, ни бранью невозможно
То осквернить, что осквернить нельзя.

* * *
Грешит нередко мудрость простотой
И слепо тянется за красотой,
Нередко красота совета мудрых
Не слышит в простоте своей святой.

* * *
У каждого из нас своя земная,
Пусть маленькая радость, пусть большая,
И даже тот, кто знает: счастья нет,
Находит счастье, это утверждая.

* * *
Содеявших добро порою ждет награда,
Но, делая добро, о ней мечтать не надо!

* * *
Как надо жить: счастливо или честно?
Меж счастьем и добром зияет бездна.
Немногие из нас находят мост,
Иные гибнут на тропе отвесной.

* * *
Разумно рассуждать куда как мудрено.
И все же во сто крат трудней молчать умно.

* * *
Сложна дорога жизни, но она
На лицах наших запечатлена.
Вот здесь любовь морщину начертала,
Вот линия усталости видна.
На лицах ясно доброе начало,
И злая сущность тоже нам ясна.
И все ж мы друг о друге знаем мало:
Не каждый разбирает письмена.

* * *
Один глупец, постигший все науки,
Сказал, что человек рожден для муки.
И это повторили все глупцы,
А у глупцов есть сыновья и внуки.
И стала жизнь проклятием для всех,
Хоть помирай не с горя, так со скуки.
И удлинились уши у людей,
Взгляд потускнел и опустились руки.

* * *
— Тебя опять обманывают, брат!
— Участливо мне люди говорят.
— Что делать, люди, — я им отвечаю,
— Пока на свете фальшь и ложь царят,
Чем самому обманывать кого-то,
Не лучше ль быть обманутым стократ?

* * *
На тропах счастья, на дорогах бед,
Где ни шагнешь, стопа оставит след.
Останется твой след воспоминаньем,
И вновь когда-нибудь всплывет на свет.
Всплывет уликой или оправданьем
На том суде, где всем держать ответ.

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 10 фев 2013 23:19

Момент во времени
— Что есть Судьба? — спросил у Насреддина один ученый.
— Бесконечная последовательность взаимосвязанных событий, причем каждое влияет на другое.
— Это едва ли удовлетворительный ответ. Я верю в причину и следствие.
— Очень хорошо, — сказал Мулла. — Взгляните-ка сюда.
Он указал на процессию, проходившую по улице.
— Этого человека ведут вешать. Потому ли это, что кто-то дал ему серебренную монету и он купил на эти деньги нож которым он совершил убийство; или это потому, что кто-то увидел, как он совершил его; или потому, что никто не остановил его?

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 10 фев 2013 23:20

Два демона

Молодой демон сказал старому:
- Вот бы удержать человека от использования его высшего ума! Не разработать ли нам план, чтобы помешать его усилиям по саморазвитию?
Старый демон ответил:
- Это уже сделано, дитя моё! Давным-давно человека убедили, что он обладает выбором и высшим умом как неким даром. Он уже давно - за исключением лишь немногих - перестал слушать кого-либо, кто говорит, что у него есть реальный ум, ожидающий развития.



• Заставить беспокоиться

Около уха тигра вился комар.
Время от времени тигр потряхивал головой или делал движение лапой по направлению к уху.
Другое насекомое, пролетая мимо, задержалось на мгновение у этой сцены. Затем сказало комару:
- Если ты попытаешься подлететь поближе, чтобы испробовать крови тигра, то спастись не сумеешь.
- Я и не собираюсь, - сказал комар, - но могу же я заставить его беспокоиться, не так ли?

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 10 фев 2013 23:21

Однажды некий странник пришёл к мавзолею Ахмада Ибрагима Ясави в Туркестане и обратился к шейху гробницы с такими словами:

— Я узнал, что в мире могут существовать люди, которые именуются «кутб», или «ось». На них держится вера, они являются свидетелями Бога на земле. Но они скрыты среди простых людей, и часто их никто не знает. Говорят также, что их всегда на земле пребывает около трёхсот, и число это остаётся неизменным: когда уходит один, на его место становится другой, своей праведностью достигший такого состояния. Живут они в разных странах, и каждый исповедует свою веру. Не мог бы ты мне открыть путь к такому кутбу, а я даю честное слово, что сохраню тайну.

Долго он упрашивал шейха, и, наконец, тот сказал:

— Пойди на базар в соседнее селение и найди там человека, торгующего семенами. Из каждого мешочка возьми по щепотке и, когда наберёшь много, брось обратно их все ему на прилавок. И посмотри, что из этого получится.

Человек отправился немедленно на базар и с любопытством стал высматривать торгующего семенами. Наконец нашёл того, кого искал. Перед ним сидел самый обыкновенный человек средних лет, в простой одежде и без всяких внешних признаков святости. Тогда любопытствующий сделал так, как велел ему шейх: набрав семян, сказал, что передумал покупать, и бросил их обратно на прилавок, да так, что они все перемешались. Продавец посмотрел на него, улыбнулся и стал потихоньку разбирать семена, отправляя каждое семечко в свой мешочек. Что сказать? Странник только удалился, испытывая смущение.

Судьба так распорядилась, что он более сорока лет не видел ни шейха гробницы, ни кутба. И вот однажды он оказался в тех краях. Шейх, уже глубокий седой старик, приветствовал его. Они присели под шелковицей и стали пить зелёный чай, вспоминая прошлое; вспомнили и о кутбе. Тогда вдруг шейх оживился и сказал:

— Хочешь посмотреть на кутба нынешнего времени?

— Конечно, хочу, — ответил странник.

— Тогда ступай на базар и разыщи мясника, попроси у него нарубить для тебя от разных кусков, а затем брось их обратно на прилавок. И внимательно смотри, что произойдёт.

Всё было исполнено в точности, но тут мясник, здоровенный детина с выпученными глазами, перевалился через прилавок, держа в руке топор, и бросился на старика. Прохожим едва удалось спасти его от неминуемой гибели. Он вернулся к гробнице весь растерзанный и спросил шейха, что же это было? И шейх ответил:

— Ты видел кутба этого времени.

Аватара пользователя
Amuro Ray
Сообщения: 640
Зарегистрирован: 06 окт 2012 05:35

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Amuro Ray » 13 фев 2013 01:31

))
Последний раз редактировалось Amuro Ray 13 фев 2013 19:34, всего редактировалось 1 раз.

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 13 фев 2013 08:18

СМЕЯТЬСЯ НАД ДУРАКАМИ --
ЭТОГО ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО

Жил-был на свете дурак. Однажды его послали за мукой и солью. Он взял с
собой поднос.
Человек, пославший его, сказал: "Смотри, не смешай их друг с другом,
они мне нужны по отдельности".
Когда лавочник насыпал в поднос муки и принялся взвешивать соль, дурак
сказал: "Только не смешай с мукой. Сыпь ее мне сюда, -- и перевернул поднос
вверх дном, чтобы положить соль с другой стороны".
Мука, разумеется, оказалась на полу.
Зато соль осталась целой.
Когда дурак возвратился к тому, кто его послал, то доложил: "Вот соль".
-- Добро, -- сказал человек, -- а где же мука?
-- А мука должна быть здесь, -- ответил дурак и перевернул поднос.
Соль, разумеется, высыпалась на пол, как до этого мука.
Так же и с людьми. Делая то, что они считают правильным, они сводят на
нет другое, которое может оказаться столь же правильным. Когда же такое
происходит не в действиях, а в мышлении человека, он попадает в тупик,
какими бы соображе-ниями он ни обосновывал логичность своей мысли.
Вы посмеялись над нашим дураком. Ну а дальше, как насчет ваших
собственных мыслей? Вы уверены, что они не мука и соль?

САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ

Человек, жизнь которого протекала вполне благополучно, захотел увидеть
мудреца, о котором говорили, что он знает все. Он обратился к нему со
словами:
-- Великий мудрец, ни в чем я не испытываю нужды и все же не нахожу
себе покоя. Вот уже много лет я стараюсь быть счастливым, найти ответ на
свои сокровенные мысли, достичь гармонии с окружающим миром. Прошу тебя,
помоги мне излечиться от этой болезни.
Мудрец ответил:
-- Мой друг, что скрыто от одних, явлено другим. И, наоборот, что
явлено одним, сокрыто от других. Я знаю лекарство от твоей болезни, хотя это
не обычное средство. Ты должен отправиться путешествовать по свету в поисках
самого счастливого человека на земле. Когда ты отыщешь его, попроси у него
рубашку и надень ее.
Ищущий немедленно отправился в путь. Одного за другим он отыскивал
счастливых людей и расспрашивал их. И каждый из них говорил ему: "Да, я
счастлив, но есть еще более счастливый человек".
Исходив одну страну за другой, находясь в пути много-много дней, он
наконец достиг леса, в котором, по общему мнению, жил самый счастливый
человек на свете.
Из-за деревьев до него доносился звонкий смех. Он прибавил шагу и скоро
оказался перед человеком, сидевшим посреди поляны.
-- Верно ли люди говорят, что ты самый счастливый человек на свете? --
спросил странник.
-- Да, это истинная правда, -- ответил человек.
-- Меня зовут так-то и так-то, у меня такие-то и такие-то трудности, и,
как сказал мне величайший мудрец, я могу решить их, только надев твою
рубашку. Прошу тебя, дай ее мне; а взамен я дам тебе все что угодно.
Человек пристально посмотрел на него -- и рассмеялся. Он смеялся все
сильнее и радостней, и звонче. Когда он немного успокоился, ищущий, задетый
таким поведением, произнес:
-- Ты, видимо, не в своем уме, если можешь смеяться над такой серьезной
просьбой.
-- Может быть, может быть, -- у человека от смеха выступили слезы. --
Но если бы ты только взглянул, ты бы увидел, что у меня нет рубашки.
-- Но что же мне теперь делать?
-- Сейчас ты получишь исцеление. Ибо стремление к чему-то недостижимому
дает необходимые силы для достижения того, что нужно, -- как если бы
человек, прыгая через поток, мысленно представил его себе гораздо более
широким, чем на самом деле. Тогда он наверняка перепрыгнет поток.
Сказав это, самый счастливый человек на свете снял тюрбан, скрывавший
его лицо, и ищущий увидел, что перед ним не кто иной, как сам великий
мудрец.
-- Но почему же вы не сказали мне все это при нашей первой встрече,
много лет тому назад? -- недоумевал ищущий.
-- Потому что тогда ты еще не созрел для понимания подобного. Тебе
недоставало определенных переживаний, и нужно было, чтобы они пришли к тебе
таким путем, который гарантировал бы, что ты действительно их испытаешь.

ОВЦЫ И КОШЕЛЕК

По дороге шел человек и вел на веревочке овцу. Сзади пристроился вор,
перерезал веревку и увел овцу.
Обнаружив пропажу, человек стал бегать по окрестностям в надежде ее
найти. Вскоре он наткнулся на колодец, около которого сидел человек, весь
вид которого свидетельствовал о его глубоком отчаянии.
Владелец овцы не знал его, а это был тот самый вор.
Человек спросил вора, что он тут делает. Тот развел руками:
-- Я уронил в этот колодец свой кошелек. А в кошельке было пятьсот
золотых. Если бы ты согласился залезть в колодец и достать мой кошелек, я
отдал бы тебе сотню.
Человек подумал: "Смотри-ка, когда одна дверь затворяется, сотня других
приоткрывается. Этот случай вознаграждает меня десятикратно за потерянную
овцу".
Он быстро разделся и бросился в колодец.
А вор унес и его одежду.

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 13 фев 2013 08:21

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО

Вследствие ряда недоразумений и совпадений мулла Насреддин в один
прекрасный день очутился в приемном покое владыки Персии.
Шахиншаха окружала своекорыстная знать, наместники провинций,
придворные и прочие лизоблюды. Каждый добивался, чтобы его назначили на пост
главы посольства, посылаемого владыкой в Индию.
Наконец, терпение владыки иссякло, и он обратил свой взор к небу,
мысленно призывая оттуда помощь в разрешении этого вопроса. Когда он вновь
опустил глаза, его взгляд упал на муллу Насреддина.
-- Вот этот человек будет послом, -- объявил он, -- а теперь оставьте
меня.
Насреддина облачили в роскошные одежды и выдали ему огромный сундук с
рубинами, алмазами, изумрудами и бесценными произведениями искусства. Это
был дар Шахиншаха Великому Моголу.
Но придворные не смирились с таким оборотом дела. Объединенные чувством
оскорбленного достоинства, они решили добиться падения муллы. Сначала они
ворвались в его покои и выкрали драгоценности, которые поделили между собой,
заменив их таким же количеством земли. Затем они вызвали Насреддина, желая
воспрепятствовать успеху его миссии, доставить ему массу неприятностей, а
заодно и обесчестить своего нового начальника.
-- Слава тебе, великий Насреддин, -- лицемерно запели они. -- Человек,
которого назначил Источник Мудрости, Павлин Мира, должен быть воплощением
мудрости. Поэтому мы приветствуем тебя. Но, мы хотели бы дать тебе несколько
советов, насколько позволяют наши знания о поведении дипломатических
посланников.
-- Я был бы крайне признателен вам, -- ответил мулла Насреддин.
-- Ну так вот, -- сказал глава заговорщиков. -- Во-первых, ты должен
вести себя смиренно. И в доказательство своей скром-ности ты не должен
выказывать никаких знаков самоутверждения. Когда ты вступишь на землю Индии,
ты должен посетить как можно больше мечетей, собирая в них деньги для себя.
Во-вторых, ты должен соблюдать придворный этикет страны, в которой
находишься. В связи с этим ты должен величать Великого Могола "Полной
Луной".
-- Но разве это не титул персидского влыдыки?
-- Да, но не в Индии.
Насреддин отправился в путь. Персидский владыка предо-стерег его перед
дорогой:
-- Будь осторожен, Насреддин. Соблюдай этикет, ибо Могол --
могущественный правитель, и мы должны произвести на него хорошее впечатление
и ни в коем случае не задеть его.
-- Меня отлично подготовили, Ваше Величество, -- ответил Насреддин.
Как только он вступил на территорию Индии, он направился в первую же
мечеть, и, взгромоздившись на кафедру, завопил: "О люди! Перед вами
представитель Тени Аллаха на Земле! Оси Мира! Несите сюда деньги, ибо я
произвожу сбор пожертвований".
Это он повторял в каждой мечети, попадавшейся ему на пути от
Белуджистана до столицы империи Дели.
Так он собрал огромные деньги. "Делай с ними, что хочешь, -- советовали
его притворные советчики, -- ибо они -- результат интуитивного роста и
благосостояния, и потому случай их использовать представится сам собой". Их
единственной целью было превратить Насреддина в посмешище за подобное
"бесстыдное" требование денег. "Святой должен довольствоваться своей
святостью, -- надрывался Насреддин в одной мечети за другой. -- Я не даю
никаких отчетов и не ожидаю их. Для вас деньги есть нечто вначале искомое,
затем накапливаемое. Вы можете обменивать их на что-либо материальное. Для
меня же они -- часть механизма. Я представитель естественной силы
интуитивного роста, благословения и освобождения от времени".
Но, как всем известно, добро часто проистекает от кажу-щегося зла, и
наоборот. Те, кто решил, что Насреддин набивает собственные карманы,
приберегли свои деньги. По каким-то причинам их дела пошли не лучшим
образом. Те же, кто слыл за людей легковерных и давал деньги, каким-то
непостижимым образом разбогател. Но вернемся к нашей истории.
Восседая на своем Павлиньем Троне в столице империи Дели, Великий Могол
слушал доклады курьеров, ежедневно приносивших ему вести о продвижении
персидского посла. Вскоре он пришел в полное недоумение. Он созвал своих
советников.
-- Почтеннейшие, этот Насреддин поистине должен быть святым или
направляемым свыше. Ибо кто хоть раз слышал, чтобы человек так явно нарушал
закон, запрещающий сбор денег без достойной причины, и не боялся
неправильного истолкования своих побуждений?
-- Да пребудет ваша тень навеки неущемленной, -- отвечали те, -- о
бескрайнее пространство Вселенской Мудрости, мы согласны с вами. Если Персия
имеет таких мужей, мы должны быть начеку, ибо их нравственное превосходство
над нашим низменным пониманием мира бесспорно.
Затем прибыл гонец из Персии с тайным письмом от доносчиков Могола при
дворе императора Персии: "Мулла Насреддин не занимает никакого сколь-нибудь
важного положе-ния в этой стране. Его выбрали послом совершенно случайно.
Нам неизвестна причина, по которой Шахиншах не послал более достойного
мужа".
Могол снова созвал советников.
-- Несравненные Райские Птицы! -- обратился он к ним. -- Меня осенила
мысль. Император выбрал случайного человека в качестве представителя всего
своего народа. Это может означать, что он настолько уверен в высоких
достоинствах своих подданных, что, по его мнению, любой из них способен
выполнить сложнейшую миссию посла к непревзойденному двору в Дели! Это
свидетельствует о достигнутом в этой стране уровне совершенства, об
удивительных непогрешимых интуитивных способ-ностях, распространенных в
народе. Мы должны пересмотреть наше намерение напасть на Персию, ибо такой
народ легко может одолеть наши войска. Их общество на совершенно иной
основе, чем наше.
-- Вы, безусловно, правы, о Победоносный Воин на Границах, -- вскричала
вся знать.
Наконец Насреддин прибыл в Дели. Он ехал на своем старом осле, а за ним
следовала его свита, груженная множест-вом мешков с деньгами, собранными в
мечетях. Сундук с дарами покоился на спине слона, таких он был размеров и
веса.
У ворот Дели Насреддина встречал главный церемониймейстер. Император и
всего его придворные ожидали посла в огромном внутреннем дворе -- Приемном
Зале Послов. Вход в этот Зал был намеренно сделан очень низким. Вследствие
этого посол неизбежно должен был спешиться и так войти в Верховное
Присутствие, ощущая себя при этом в роли просителя. Лишь равный по положению
мог приблизиться к Моголу на коне.
Однако не было еще случая, чтобы посол явился на осле, и потому ничто
не могло помешать Насреддину въехать в двери и направиться прямо к трону.
При виде такого неслыханного действия Великий Могол и его придворные
обменялись многозначительными взглядами.
Насреддин в блаженном неведении слез с осла и обратился к императору,
назвав его "Полной Луной", а затем велел принести сундук с драгоценностями.
Когда сундук открыли, и взору присутствующих предстала земля, в Зале
воцарилась жуткая тишина.
"Тут уж лучше ничего не говорить, -- решил Насреддин, -- ибо такое
словами не поправишь".
Могол шепнул визирю:
-- Что это значит? Может быть, это просто дерзость по отношению к
нашему Высочайшему Владычеству?
Не в силах поверить в такое, визирь напряг все свои умственные силы в
поисках иного решения.
-- Это имеет символическое значение, Ваше Величество, -- пролепетал он.
-- Посол хочет сказать, что он признает вас Хозяином Земли. Ведь он назвал
вас Полной Луной!
Могол облегченно вздохнул.
-- Нам понравился дар персидского шахиншаха, ибо богатств у нас
предостаточно. Мы вполне оценили метафизическую тонкость его послания.
-- Меня просили передать, -- заговорил Насреддин, вспомнив об "особой
дарительной фразе", сообщенной ему заговорщиками в Персии, -- что это все,
что мы имеем для Вашего Величества.
-- Это означает, что Персия не уступит нам ни пяди своей земли, --
шепнул императору его личный толкователь символов.
-- Скажи своему повелителю, что мы понимаем, -- улыб-нулся Могол, -- но
меня интересует еще одно: если я -- Полная Луна, то кто же персидский
шахиншах?
-- Он -- Новая Луна, -- автоматически ответил Насреддин.
-- Полная Луна старше и дает больше света, чем новая Луна, которая еще
не созрела, -- шепнул императору придворный астролог.
-- Мы довольны, -- объявил восхищенный император. -- Возвращайся на
родину и передай Новой Луне, что Полная Луна приветствует его.
Персидские лазутчики в Дели немедленно послали шахин-шаху полный отчет
о случившемся. Они сообщили также, что визит произвел сильное впечатление на
могольского императора и тот уже не решается идти войной на персов
вследствие действий Насреддина.
Когда Насреддин вернулся домой, шахиншах устроил ему роскошный прием.
-- Я более чем доволен, друг Насреддин, -- сказал он, -- результатами
твоего нестандартного подхода. Страна спасена, а это значит, что мы не
спросим у тебя отчета за драгоценности и за сбор денег в мечетях. Отныне ты
будешь носить особый титул Сафир -- Эмиссар.
-- Но Ваше Величество, -- зашипел визирь, -- этот человек повинен самое
меньшее в государственной измене. У нас есть неоспоримое свидетельство, что
он величал императора Индии одним из ваших титулов, нарушив этим свою
верность и осквернив одно из ваших непревзойденных качеств.
-- Да, справедливо говорят мудрецы, что у каждого совершенства всегда
найдется какое-то несовершенство, -- прогремел шахиншах. -- Насреддин!
Почему ты назвал меня Новой Луной?
-- Я, может быть, не слишком силен в этикете, -- сказал Насреддин, --
но я знаю, что Полной Луне предстоит идти на убыль, тогда как Новая Луна
растет и величайшая слава у нее еще впереди.
От шахиншахского гнева не осталось и следа.
-- Схватить Анвара, Первого визиря! -- Мулла! Назначаю тебя на пост
Первого визиря!
-- Как! -- воскликнул Насреддин. -- Да неужели я соглашусь на это,
после того как собственными глазами видел, как обошлись с моим
предшественником?
А что же случилось с драгоценностями и богатствами, похищенными из
сундука Насреддина злодеями-придворными? Это уже другая история. Как сказал
несравненный Насреддин: "Только дети и глупцы надеются найти причину и
следствие в одном рассказе".

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 15 фев 2013 08:04

Ибн Сина:
Газели

1.
Кто на земле блаженств не ищет, тот
Их в небесах навечно обретет.

Нам воздержанье, венчанное вздохом,
При жизни очищение дает.

И в рай однажды вступит, кто поодаль
Здесь оставлял страстей водоворот.

И ангелов у ног своих увидит,
Кто отрешится от земных забот.

А ты, моя красавица, я знаю,
Стремишься поступать наоборот.

Тебе от наслаждения отречься
Жизнь, полная соблазна, не даёт.

Земная радость – лишь мгновенье
Пред вечностью, которая нас ждет.

Уединись, как Бу Али. Мгновенье
Предпочитать бессмертью не расчет.

2.

На свете был я несколько деньков,
Прошел сквозь бурю логово песков,

Над мудрецом смеялся и при этом
Невежду возносил до облаков.

Ничтожно льстил и гневу предавался,
Теперь душа грязнее каблуков.

И пламень, что из сердца высекал я,
Кропил слезами, как из родников.

Избавиться от дьявольских страстей я
Не в силах был, как пленник от оков.

Гулял, очей веселья не смыкая,
Но жатва, - норов у нее таков, -
Являясь в срок, под корень косит злаки,
Пришлось пожать все то, что я посеял,
Как в мире повелось с покон веков.

Что делать? Я к своей вернулся сути,
Уйдя от суеты, как от клыков.

3.

Прекрасно чистое вино, им дух возвышен и богат,
Благоуханием оно затмило розы аромат.

Как в поучении отца, в нем горечь есть и благодать,
Ханжа в вине находит ложь, а мудрый – истин щедрый клад.

Вино разумным не во вред, оно – погибель для невежд,
В нем яд и мед, добро и зло, печалей тень и свет услад.

Наложен на вино запрет из-за невежества невежд,
Безверием расколот мир на светлый рай и мрачный ад.

Какая на вине вина за то, что пьет его глупец,
Напившись, пустословить рад и, что ни скажет, невпопад.

Пей мудро, как Абу Али, и правдой-истиной клянусь:
Вино укажет верный путь в страну, истин ветроград.

4.

Десять признаков есть у души благородной,
Шесть ее унижают. Быть нужно свободной
Ей от подлости, лжи и от зависти низкой,
Небрежения к близким, к несчастью и боли народной.
Коль богат, то к друзьям проявляй свою щедрость,
Будь опорою им и звездой путеводной.

А впадешь в нищету – будь и сильным и гордым,
Пусть лицо пожелтеет в тоске безысходной.
Краток век, каждый вздох наш быть может последний,
Не терзайся о мире заботой бесплодной,
Смерть играет без устали в нарды: мы шашки,
Мир – доска, день и ночь, как две кости, в руках небосвода.


Кытъа
(отрывки)

4.
Возвысить душу знаньями стремись,
Она вместит их, словно звезды высь.
Душа – светильник, чей огонь познанье,
Аллаха мудрость – масло для него.
Погас светильник – это знак того,
Что кончилось твое существованье.

6.
Ты к дружбе с каждым встречным не стремись
И тайн не поверяй кому попало,
Гони лжеца, пройдохи сторонись,
Иначе повредишь себе немало.

И воле подлеца не покорись,
Не превышай дозволенного меры,
А запятнаешь честь, как не винись,
Как слез не лей – слезам не будет веры.

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Kayri » 28 фев 2013 13:26

Пить Аллах не велит не умеющим пить
С кем попало без памяти смеющим пить
Но не мудрым мужам соблюдающим меру
Безусловное право имеющим пить
О. Хайам

Как-то процетировал, на что получил смешок, тип эти строки не из Нового Завета ли . Почему это писание (Иджиль) так себя зарекомендовало :? . Но бытует такое мнение у несведущих.
ПС :) Если не в тему - перенесите в разное :spiteful:

Мишель
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 21 мар 2012 22:33

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Мишель » 28 фев 2013 14:09

Kayri писал(а): Если не в тему


в тему :roze:

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Kayri » 23 мар 2013 09:53

С тем, кто свои заблужденья возвел в правоту,
Лучше не спорь, нелегко исцелить слепоту.
Сердце такого подобно кривому зерцалу:
Все исказит и в ничто превратит красоту.
Cаади.

Интересная у него биография:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%E4%E8

Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Mишeль » 12 май 2013 11:54

Я раб тех дум, в которых Истина живет,
И ненавижу ту реальность, где истина мертва.

Пророк, – да благословит его Аллах и да приветствует! – крутил на пальце свой перстень. Вдруг с небес раздался голос:
– Я создал тебя не для игр и развлечений!
Пусть этот голос заставит тебя понять, как проходит твоя жизнь – в грехе или покорности Ему?

Голова – лишь тогда голова, когда в ней есть тайна; без неё и тысяча голов не стоят ломаного гроша.

Если у тебя нет сердца, зачем тебе Кааба?

Есть люди, от одного приветствия которых пахнет дымом. И есть другие – от их приветствия исходит запах мускуса. Но различить эти запахи может лишь тот, у кого есть особое обоняние.

Мансур Халладж настолько преисполнился любовью к Истине, что стал врагом самому себе. Он убил себя, и в момент смерти воскликнул: «Я – Истина!».
Этот крик означал: «Я исчез, а осталась только Истина».
Поступок Мансура – это крайнее проявление покорности. А когда ты говоришь: «Ты Бог, а я – раб!» – это возвеличивание себя.
Этими словами ты утверждаешь свое бытие. Многобожие и язычество происходят от этого, а не от поступка Мансура.

Вначале я по призванию и сердечной страсти писал стихи. В те времена только это побуждало меня к стихотворчеству. И мои стихи приносили много пользы.
И что удивительно: сейчас, когда страсти во мне поутихли, мои стихи опять приносят много пользы!

Ты можешь наслаждаться целыми садами роз, почему же ты бродишь среди змей и колючек? Люби всех вокруг, – и ты окажешься среди цветущих садов!

Ад – это молельня и мечеть неверных. Ибо там они с каждым вздохом поминают имя Господа.

Шесть пальцев – это больше чем пять, но все равно это уродство. Что ни добавь к Господу – все лишь во вред.

Наше тело похоже на улей, собранный из воска и меда любви к Богу. Хотя пчелы – наши матери и отцы, соединили этот мед с воском, но и о них также заботился Садовник, и поэтому Он – Садовник, который построил улей.

В этом мире все спешат, – но каждый по-своему. Люди спешат так, а растения – иначе. Взгляни на завязь виноградной кисти: как она поспешает, чтобы стать настоящим виноградом!
Наш дух спешит незаметно, без видимых шагов. Поэтому и движение человека заметно лишь по тому, чего он достиг.

Некие люди хотели поймать кошку, но она все время ускользала от них. Но однажды, когда она была поглощена охотой на цыпленка, ее легко поймали. Когда человек поглощен мирскими делами, он тоже становится легкой добычей.
Те, кто в аду, более счастливы, чем тогда, когда они были в этом мире, ибо там они уже познали Бога, а здесь пребывали в неведении. Нет ничего слаще познания Бога.

Божественный свет исходит из глаз и ушей, и, если бы не было глаз и ушей, он нашел бы иной путь.
Если ты поднимешь светильник против солнца, – скажешь ли ты, что видишь солнце с помощью этого светильника? Ни в коем случае! Унеси его, и солнце будет также сиять. Так зачем же тебе этот светильник?

Секрет безопасного пути – в надежде. И даже если ты не идешь по этому пути, сохраняй этот секрет в себе.

Некий падишах сказал дервишу:
– В тот момент, когда ты приближаешься к Божьему престолу, помяни и меня.
Дервиш ответил:
– В те мгновения я и себя-то забываю, как я могу помнить о тебе?

Однажды, когда Мавлана был в гостях, некий человек пришел с улицы и уселся выше самого почтенного и уважаемого гостя.
Мавлана сказал: «Хотя для великих неважно, где сидеть – вверху или внизу, но светильник всегда ставят повыше, чтобы он ярче освещал других».

Когда человек был создан из глины и воды, его тело долго лежало в сторонке. Однажды к нему подошел Иблис, вошел в его тело, осмотрел все жилы и вены, и, видя всю эту кровь и другие жидкости тела, засмеялся и сказал: «Если и есть нечто дьявольское на свете – то это человек!»

Молитва ведь не для того, чтобы весь день напролет кланяться. Необходимо, чтобы то состояние, которое приходит в молитве, сохранялось в тебе постоянно – во сне или наяву. Читаешь ли ты, или пишешь, – в любом состоянии ты должен помнить о Господе.

Даже если ты обошел весь мир, но если ты сделал это не ради Него, – отправляйся в путешествие снова. Ты искал не Его, а лишь лук с чесноком.
Если ты шел не ради Него, а с другой целью – эта другая цель заслонила Его от тебя, не позволяя тебе узнать Его.

Рассказ о нашей жизни в этом мире похож на сон; толкование же этого сна станет ясно лишь на том свете.

Любую вещь пока не ищешь, не находишь, – кроме друга; друга же пока не нашел, то и не ищешь.

Ты говоришь, что наполнил свой бурдюк водой из моря, и море уместилось в твоем бурдюке. Так не бывает. Скажи лучше, что твой бурдюк поглотило море


Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Восточная литература

Непрочитанное сообщение Mишeль » 02 июн 2013 20:51

Суфийские притчи Джами

Молодая красавица-царевна, гуляя однажды во дворцовом саду, взглянула за его ограду и увидела там негра, и образ стройного и красивого чернокожего юноши пленил ее сердце.
Это видение исчезло, но девушка от воспоминаний о нем лишилась сна, отвернулась от своих подруг, забыла свои игры и праздники; печаль и отчаяние стали ее уделом. Это ее состояние заметили придворные и стали гадать: то ли царевна оказалась во власти духов, то ли подружилась с райскими девами и от этого лишилась покоя и сна. Другие же говорили, что ее сглазили или что она попала под действие чар злого волшебника. Были и такие, кто полагал, что девушку поразила страстная любовь, и они были-ближе всех к правде.
У царевны была старая кормилица, знавшая толк в колдовстве. Теперь она уже стала дряхлой старухой, но в молодые годы она была красавицей, и ей не раз приходилось любить и быть возлюбленной. Этот свой любовный опыт она не забыла и теперь часто помогала молодым в их любовных делах.
Заметив, что вскормленная ею царевна несчастна, она сразу поняла, в чем дело, и сказала ей:
— Дитя мое! О ком ты грезишь и грустишь день и ночь? Ведь как только ты явилась на свет, я приняла тебя на свои колени, ты узнала вкус молока у моей груди. Потом я растила тебя, обучая красить брови и заплетать косы. Я охраняла твой сон до рассвета и спешила к тебе с розовой водой к твоему пробуждению. Почему же ты теперь так печальна? Открой мне, кто тому виной, и кто бы он ни был, я сумею с ним совладать.
Царевне и так уже было невмоготу скрывать свою тайну, и она доверила ее кормилице, которая в ответ ей сказала:
— Твое дело я сумею уладить. Чтобы ты перестала горевать и мучиться, я свяжу тебя с твоим желанным так, что никто об этом не узнает, и ты будешь ограждена от бесчестья!
Она без большого труда отыскала юного негра и сумела с ним подружиться. Он стал приходить к ней, и они подолгу вели задушевные беседы. Во время одной из этих бесед старая колдунья усыпила юношу. Сон его был так глубок, что с ним можно было делать все, что угодно, и старуха приказала слугам тайно отнести его прямо во дворец в покои царевны.
Царевна обрадовалась любимому, но тот спал крепким сном, и ей даже показалось, что он мертв. Но кормилица сняла свои чары, и юноша вмиг проснулся, и красота девушки обожгла его взгляд, и они отдали себя во власть любви. Каждый из них почувствовал краткосрочность этого счастья, и что за этим свиданием последует вечная разлука, но отчаяние лишь делало острее переживаемое ими наслаждение.
Под утро, когда влюбленные в истоме на минуту забылись легким сном, кормилица с помощью своих колдовских чар превратила сон юноши в крепкий и непробудный, и он был возвращен в то место, откуда начался его путь в покои царевны.
Придя в себя, он долго не мог разобраться, было ли пережитое им сном или произошло наяву. Он изнемогал от любви, но в ответ на вопрос друга даже не смог ему описать девушку, красота которой свела его с ума. Так он и жил воспоминаниями об этой таинственной и неповторимой встрече, изменившей его судьбу.

Ответить