Творчество

Идеи насчет Работы / Бизнеса / Творчества / Науки
zulia
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 окт 2016 14:10

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение zulia » 03 окт 2016 14:21

Привет всем! Меня пригласила уважаемая участница Dagmara... Надеюсь, что подружимся... Я Зульфия. После долгих стенаний и невозможности найти работу я решила заняться со своим творчеством... Пишу стихи и маленькую прозу... О камнях. Удачи Вам и успехов...

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Kayri » 05 окт 2016 00:34

Александр Блок

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.. .

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.. .
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.. .

И нет конца! Мелькают версты, кручи.. .
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.. .
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.. .

На пути - горючий белый камень.
За рекой - поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: "Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь! "

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, -
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.. .

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.. .
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.. .

"Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи! "
Вздымается конская грива.. .
За ветром взывают мечи.. .
31 июля 1908

5

И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!

23 декабря 1908
1908

Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Mишeль » 07 окт 2016 08:44


Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Mишeль » 07 окт 2016 21:36

https://my-hit.org/film/315508/

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Марианна
Сообщения: 5463
Зарегистрирован: 31 мар 2012 22:19

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Марианна » 08 окт 2016 19:04

Берегите своего ангела.
Художник — Владимир Любаров.

Изображение

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Kayri » 09 окт 2016 07:43

Ислам в русской литературе.

Кто не знает великих русских классиков, таких как Пушкин, Достоевский, Тютчев, Лермонтов? Их произведения переведены на многие языки мира.
В них можно заметить большое внимание к Исламу. Например, у Лермонтова. Из биографии видно, что Кавказ покорил его. Лермонтов говорил, что Восток – это тайник новых откровений. Одна из ранних восточных песен «ИзмаилБей», созданная в 1832 году, когда имамом Чечни стал Шамиль, воевавший с русскими. Измаил, принял новую веру, но в то же время, не считаясь с правами русских, так и не поняв их, ушел назад. С огромной радостью его встречает брат Осламбек «Велик Аллах и Магомет» –

«… Сама могила
Покорна им! В стране чужой
Мой брат храним был их рукой: –
Вы узнаете ль Измаила?
Между врагами он возрос,
Но не признал он их святыни…».

Нужно также отметить, что Лермонтов пересказал турецкую сказку «АшикКериб». В этой сказке изложены столпы имана: вера в Аллаха, количество намазов, вера в пророков, ангелов и в судьбу, о вечности Творца, можно преследовать в его обращении к «Казбеку», 1841 г.

«Спеша на север издалека,
Из теплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж Востока,
Привез я – странник – свой поклон.
Чалмою белою от века
Твой лоб наморщенный увит,
И горный ропот человека
Твой черный мир не возмутит.
Но сердца тихого моленья
Да отнесут твои скалы
В надзвездный край, в твое владенье,
К Престолу вечному Аллы».

В 1840 году Лермонтов написал стихотворение «Я к вам пишу случайно…»

«…Я жизнь постиг:
Судьбе, как турок иль татарин,
За все я равно благодарен;
У Бога счастья не прошу
И молча зло переношу.
Быть может небеса Востока
Меня с ученьем их Пророка
Невольно сблизил…
………………………….
У речки следуя пророку
Мирной татарин свой намаз
Творит, не поднимая глаз…».

Здесь Лермонтов отмечает веротерпимость мусульманина. А в рассказе «Фаталист» Лермонтов подчеркнул, что судьба человека написана на небесах. На войне часто говорят о смерти и судьбе, что не дано предугадать смерть. Поручик Вулич на пари выстрелил себе в лоб и пистолет дал осечку, на что проигравший пари Печорин сказал: «Отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть». Это случилось той ночью, когда пьяный вахмистр разрубил саблей Вулича. Также соприкосновением с Кораном можно увидеть у Лермонтова «Демона. Восточная повесть». Где для обольщения дочери Синодала Тамары Демон лишил жизни ее жениха, там говорится также о вере в Судный День, когда правда восторжествует над позором преступления.

«Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу веровать добру.
Слезой раскаяния соберу
Я на челе тебе достойном
Следы небесного огня;
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!».

Чудом явились строки «Олегова щита» Александра Пушкина:

«Настали дни вражды кровавой;
Твой путь мы снова обрели;
Но днесь, когда мы вновь со славой
К Стамбулу грозно притекли,
Твой холм потрясся с бранным гулом,
Твой стоп ревнивый нас смутил,
И нашу рать перед Стамбулом
Твой старый щит остановил».
«Аллах! – пролей на нас твой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных!
Пророк Твой – Магомет!..».
«О наша крепость и оплот!
Великий Бог! Веди нас ныне,
Как некогда ТЫ вел в пустыне
Свой избранный народ!».
«Глухая полночь! Все молчит!
Вдруг… из¬за туч луна блеснула –
И над воротами Стамбула
Олегов озарила щит!».

Исходя из вышеприведенного, можно предположить, что великие поэты взывали к Аллаху. Пушкин связывает возмутителей равновесия между Турцией и Россией (1830) и их утратой веры и традиций:

«Стамбул отрекся от Пророка;
В нем правду древнего Востока
Лукавый запад омрачил –
Стамбул для сладостей порока,
Мольбе и сабле изменил
Стамбул отвык от поту битвы
И пьет вино в часы молитвы.
Там веры чистый дух потух.
Там жены по базару ходят,
На перекрестки шлют старух,
А те мужчин в харемы вводят
И спит подкупленный евнух».
«Пришло наказание:
Аллах велик!
К нам из Стамбула
Пришел гонимый янычар».

У Пушкина мы можем увидеть в стихотворении «Олегов щит» призыв государства к потомкам.

«Треща в объятиях пожаров
Валились домы янычаров;
Окровавленные зубцы
Везде торчали: угли тлели;
На кольях скорчась мертвецы
Оцепенелые чернели.
Аллах Велик! – Тогда Султан
Был духом гнева обуян».

Ф. М. Достоевский говорил о проникновении Пушкина в дух Корана, это был первый из поэтов, назвавший Ислам мировой религией, а не созданной Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Не каждому дано слышать Священный Коран, как Пушкину, Лермонтову, Тютчеву… История, к созданию которой стремились и будут стремиться летописцы, истографы, археологи..., написана Творцом задолго до создания Земли и «множества миров».

http://russian.irib.ir/analitika/stati/ ... 1%80%D0%B5

Аватара пользователя
elia
Сообщения: 2608
Зарегистрирован: 03 апр 2012 09:54

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение elia » 09 окт 2016 09:13

октябрь 2016 Салон кукол на Тишинке.
98f8530d4f.jpg
08a10a7b2896.jpg
03c71048a87e.jpg

Аватара пользователя
elia
Сообщения: 2608
Зарегистрирован: 03 апр 2012 09:54

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение elia » 09 окт 2016 09:44

... ещё чуть-чуть, потому что просто балдею... :D
Изображение Изображение Изображение Изображение

Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Mишeль » 09 окт 2016 10:15

потрясающие куклы :love: :roze:

Марианна
Сообщения: 5463
Зарегистрирован: 31 мар 2012 22:19

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Марианна » 12 окт 2016 08:25

Изображение


http://emosurf.com/post/4217


Забытый Пастернак, отец Бориса

Леонид Пастернак. Автопортрет. 1920
Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн. Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации. Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров. Однако долгие десятилетия имя Леонида Пастернака было забыто. Возможно, гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.

Борис Пастернак писал об отце: «Папа! Но ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, — тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль... Я писал папе..., что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом...»
Скрытый текст:
Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом. По этому поводу художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Леонид Пастернак. Автопортрет в желтом халате

Леонид Пастернак. Лия Пастернак, мать художника. 1900-е
Постернак-старший держал постоялый двор, мать вела хозяйство, была неграмотной, но умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей. Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида.

Дворник-меценат

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, „ходатаем по делам“», как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик стремился рисовать, причем делать это приходилось тайком от папы с мамой. Наиболее доступный инструмент — уголь.

Леонид Пастернак. Москва. 1916
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Пастернак. Портрет Шаляпина. 30.12.1913

Б.Л. Пастернак
Любимый ученик фон Хертериха

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам Микеланджело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя — анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры. Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году получил диплом юриста — экстерном.

Армейская муза

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную — прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Пастернак. Вести с родины
Дети прокормят родителей

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака. 1908
Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Пастернак. Две женщины. 1930-е
Первый русский импрессионист

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты. «Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», — писала Плавинская. Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Пастернак. Дама с двумя детьми в лодке
Любимый иллюстратор Толстого

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча. Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора работы. «Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами», — сказал Толстой. Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне. В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л.Н. Толстого. Его иллюстрации к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии» попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют «зеркалом» Льва Николаевича. К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Пастернак. Толстой
Первый русский в Люксембургском музее

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже. «Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Пастернак. Ночь перед экзаменом. 1895
Альберт Эйнштейн в роли модели

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении. Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее, не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился. Он сказал: «Я не рискну выступать после такой искусницы!». «Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий на скрипке Эйнштейн», — вспоминала Лидия, дочь Пастернака. Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия портретов великого ученого.


Основатель ленинианы

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах. Правда, впоследствии многие из этих портретов, как и их модели, были уничтожены новой властью.

Рембрандт, Пастернак и еврейство

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию, по официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде. 2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт музей Леонида Пастернака.

Светлана Лехтман
Источник: newconcepts.club

Марианна
Сообщения: 5463
Зарегистрирован: 31 мар 2012 22:19

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Марианна » 12 окт 2016 09:01

Круто !
И сразу не поймешь - что это
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Kayri » 14 окт 2016 23:19

Я – поэт. Этим и интересен. Об этом

и пишу. Об остальном – только если

это отстоялось словом.

В.В. Маяковский. Я сам.

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AF_% ... %B8%D0%B9)

Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Kayri » 14 окт 2016 23:23

Умничанье.
цифры вычислили номер
"просто" не ужалит змей
не ударит молнией
камикадзе - это ветер

Аватара пользователя
Mишeль
Сообщения: 4593
Зарегистрирован: 03 фев 2013 07:42

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Mишeль » 26 окт 2016 07:55

:roze:




Аватара пользователя
Kayri
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 17 май 2012 10:57

Re: Творчество

Непрочитанное сообщение Kayri » 26 окт 2016 22:26

Виктору Голышеву

Птица уже не влетает в форточку.
Девица, как зверь, защищает кофточку.
Поскользнувшись о вишневую косточку,
я не падаю: сила трения
возрастает с паденьем скорости.
Сердце скачет, как белка, в хворосте
ребер. И горло поет о возрасте.
Это — уже старение.

Старение! Здравствуй, мое старение!
Крови медленное струение.
Некогда стройное ног строение
мучает зрение. Я заранее
область своих ощущений пятую,
обувь скидая, спасаю ватою.
Всякий, кто мимо идет с лопатою,
ныне объект внимания.

Правильно! Тело в страстях раскаялось.
Зря оно пело, рыдало, скалилось.
В полости рта не уступит кариес
Греции Древней, по меньшей мере.
Смрадно дыша и треща суставами,
пачкаю зеркало. Речь о саване
еще не идет. Но уже те самые,
кто тебя вынесет, входят в двери.

Здравствуй, младое и незнакомое
племя! Жужжащее, как насекомое,
время нашло наконец искомое
лакомство в твердом моем затылке.
В мыслях разброд и разгром на темени.
Точно царица — Ивана в тереме,
чую дыхание смертной темени
фибрами всеми и жмусь к подстилке.

Боязно! То-то и есть, что боязно.
Даже когда все колеса поезда
прокатятся с грохотом ниже пояса,
не замирает полет фантазии.
Точно рассеянный взор отличника,
не отличая очки от лифчика,
боль близорука, и смерть расплывчата,
как очертанья Азии.

Все, что я мог потерять, утрачено
начисто. Но и достиг я начерно
все, чего было достичь назначено.
Даже кукушки в ночи звучание
трогает мало — пусть жизнь оболгана
или оправдана им надолго, но
старение есть отрастанье органа
слуха, рассчитанного на молчание.

Старение! В теле все больше смертного.
То есть ненужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света. И черный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.

Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это — влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей — основа статики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!

Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не свое. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству впору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес?!

Слушай, дружина, враги и братие!
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
но ради речи родной, словесности.
За каковое раченье-жречество
(сказано ж доктору: сам пусть лечится)
чаши лишившись в пиру Отечества,
нынче стою в незнакомой местности.

Ветрено. Сыро, темно. И ветрено.
Полночь швыряет листву и ветви на
кровлю. Можно сказать уверенно:
здесь и скончаю я дни, теряя
волосы, зубы, глаголы, суффиксы,
черпая кепкой, что шлемом суздальским,
из океана волну, чтоб сузился,
хрупая рыбу, пускай сырая.

Старение! Возраст успеха. Знания
правды. Изнанки ее. Изгнания.
Боли. Ни против нее, ни за нее
я ничего не имею. Коли ж
переборщит — возоплю: нелепица
сдерживать чувства. Покамест — терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
это не разум, а кровь всего лишь.

Данная песня — не вопль отчаянья.
Это — следствие одичания.
Это — точней — первый крик молчания,
царствие чье представляю суммою
звуков, исторгнутых прежде мокрою,
затвердевающей ныне в мертвую
как бы натуру, гортанью твердою.
Это и к лучшему. Так я думаю.

Вот оно — то, о чем я глаголаю:
о превращении тела в голую
вещь! Ни горе не гляжу, ни долу я,
но в пустоту — чем ее ни высветли.
Это и к лучшему. Чувство ужаса
вещи не свойственно. Так что лужица
подле вещи не обнаружится,
даже если вещица при смерти.

Точно Тезей из пещеры Миноса,
выйдя на воздух и шкуру вынеся,
не горизонт вижу я — знак минуса
к прожитой жизни. Острей, чем меч его,
лезвие это, и им отрезана
лучшая часть. Так вино от трезвого
прочь убирают и соль — от пресного.
Хочется плакать. Но плакать нечего.

Бей в барабан о своем доверии
к ножницам, в коих судьба материи
скрыта. Только размер потери и
делает смертного равным Богу.
(Это суждение стоит галочки
даже в виду обнаженной парочки.)
Бей в барабан, пока держишь палочки,
с тенью своей маршируя в ногу!

18 декабря 1972
Иосиф Бродский. Назидание.

Ответить